Профессия будущего начинается сегодня: как профориентационные мероприятия помогают школьникам выбрать свой путь
Выбор будущей профессии – это ответственный шаг, который требует осознанного подхода. В современном мире существует множество возможностей для того, чтобы дети могли познакомиться с различными профессиями и выбрать ту, которая будет соответствовать их интересам и способностям. Именно поэтому мы, педагоги, уделяем особое внимание профориентации уже с младших классов.
Важно понимать, что выбор профессии начинается с раннего возраста, когда ребенок впервые сталкивается с вопросами: кем он хочет стать? Что ему нравится делать больше всего? Подробнее читайте в этой статье!
Профориентационная работа всегда входила в обязанности классного руководителя. И с реализацией курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» классные руководители получили единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для работы, календарно-тематическое планирование, разработки уроков, видео и диагностические материалы.
Помимо урочной деятельности, курс включает в себя практические профориентационные материалы – это и выставка «Лаборатория будущего», и проф-квесты, которые дают возможность познакомиться или расширить список профессий, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Профпробы и экскурсии на предприятия позволяют увидеть определенную профессиональную деятельность и оценить учащимися склонность и готовность к её выполнению.
«Профориентация нужна для того, чтобы школьники могли открыть для себя новые профессии, узнать, что скрывается за тем или иным названием специальности. Наш классный руководитель регулярно показывает нам видеоролики, которые детально рассказывают и показывают конкретные профессии. Мы также посещаем колледжи и университеты нашего города, что помогает лучше представить студенческую жизнь и понять, чего ждать после окончания школы. Для меня уроки профориентации стали настоящим открытием. Просматривая видео о различных направлениях учебы, я смогла примерить эти варианты на себя и наконец-то определиться с выбором будущей цели профессии», – поделилась ученица 10/2 класса Диана Абубикирова.
Однако работа по профориентации у нас началась еще до старта этого проекта. У учащихся была возможность пройти профтестирование на определение профессиональных склонностей. Также мы успели посетить с экскурсиями завод «МилкОм», где выпускается продукция «Лужайкино», Музей Центробанка, в котором познакомились с банковской системой, и Омский областной радиотелецентр.
Но самой интересной для нас оказалась экскурсия в Омский НИИ приборостроения, которая состоялась в рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов».
Эта экскурсия стала настоящим открытием для наших ребят. Они смогли увидеть, как работают современные предприятия, какие технологии используются в производстве и какую роль играют специалисты в различных областях.
Особое впечатление на детей произвело посещение музея трудовой славы института. Здесь они узнали об истории развития предприятия, познакомились с достижениями коллектива за годы существования организации. Музей показал ребятам, какие важные задачи решаются в стенах этого учреждения, и какую роль оно играет в развитии науки и техники страны.
Однако наиболее интересным моментом экскурсии стало знакомство с лабораторией аддитивных технологий. Это место стало настоящим открытием для наших ребят! Они увидели оборудование для 3D-печати, которое позволяет создавать мелкие детали и прототипы буквально за считанные часы. Такие технологии открывают огромные перспективы перед молодыми специалистами, ведь именно цифровое производство становится основой многих современных разработок.
Ребята смогли увидеть процесс создания деталей шаг за шагом, начиная с проектирования модели на компьютере и заканчивая её физическим воплощением через печать на 3D-принтере. Этот момент вызвал у школьников неподдельный интерес и восхищение. Многие впервые осознали, что современные технологии могут быть настолько доступными и простыми в использовании.
«Недавно у нас появилась уникальная возможность посетить Омский НИИ приборостроения. С самого начала нас приветливо встретила команда специалистов, которые с большим энтузиазмом поделились информацией о своей работе. Атмосфера в институте была одновременно дружелюбной и вдохновляющей. Мы ознакомились с множеством проектов, над которыми трудятся сотрудники, и были впечатлены масштабом их инновационных разработок. Также нам устроили экскурсию по территории предприятия, где мы смогли увидеть, как организованы рабочие процессы. Особо хотелось бы отметить открытость сотрудников к нашим вопросам. В процессе общения мы получили массу полезных сведений о перспективах развития отрасли. Этот опыт оказался крайне полезным для выбора нашего профессионального пути в будущем. Огромное спасибо за радушный приём и предоставленную возможность заглянуть внутрь мира настоящих профессионалов!», – поделилась впечатлениями ученица 10/2 класса Полина Левченко.
Неудивительно, что после этой экскурсии многие дети всерьёз задумались о карьере в технической сфере. Увидев своими глазами, как работают настоящие инженеры и учёные, ребята поняли, что их увлечение может стать настоящей профессией.
Один из ярких примеров – ученица нашего класса Анна Зайденс, которая после посещения лаборатории всерьез увлеклась 3D-печатью и теперь она экспериментирует с созданием различных предметов прямо у себя дома. Более того, она уже смогла применить свои навыки на практике: изготовила пластиковые номерки для школьного гардероба и даже создала оригинальные подарки для учителей к Дню учителя – удобные подставки для телефонов.
«Это было невероятное и вдохновляющее путешествие в мир современных технологий и инноваций. Сотрудники института поразили меня глубиной своих знаний в области 3D-технологий и их использования в различных отраслях. После этой поездки я настолько увлеклась этой темой, что, когда пришло время выбирать тему для индивидуального проекта, мой выбор был очевиден. Мой проект назывался "3D моделирование". В нем я подробно рассказала о том, как устроен 3D-принтер, какие программы используются для создания моделей, и как начать работу в этом направлении. В будущем я мечтаю связать свою жизнь с 3D-проектированием, работая над программным обеспечением и созданием печатных моделей», – рассказала Анна Зайденс.
Этот пример ярко иллюстрирует, насколько важна профориентационная работа в школе. Именно благодаря таким мероприятиям школьники получают уникальную возможность увидеть реальные рабочие процессы, пообщаться с опытными специалистами и понять, каким образом их собственные интересы и таланты могут найти применение в профессиональной деятельности.
А для учителей проведение профориентационных мероприятий является одной из ключевых задач. Ведь именно от нас зависит, смогут ли дети сделать осознанный выбор своей будущей профессии. Школьники часто сталкиваются с трудностями при определении своего пути, и поддержка педагогов в этом вопросе имеет огромное значение. Регулярная организация экскурсий, встреч с профессионалами и других форматов профориентации помогает учащимся лучше ориентироваться в многообразии карьерных возможностей и принимать взвешенные решения относительно своего будущего.
«Хочу поделиться своими мыслями об уроках по профориентации. Профориентация — это важная поддержка школьников в выборе будущей профессии. В нашей школе проходят интересные занятия, где рассказывают и демонстрируют различные профессии. Мы смотрим познавательные видеоролики, посещаем колледжи и институты, знакомясь с жизнью студентов. Эти уроки помогли мне узнать много нового о разных специальностях и открыли для меня ранее неизвестные направления. Благодаря полученным знаниям, я смогла окончательно определиться с будущим профессиональным путем. Теперь я точно знаю, чем хочу заниматься и куда буду поступать», – рассказала ученица 10/2 класса Екатерина Пекуш.
Татьяна Викторовна Долинина , педагог – навигатор, учитель иностранного языка, классный руководитель 10/2 класса